главная страница
идентификация
IMG IMG

Об эксплуатации дизелей зимой / Про експлуатацію дизелей взимку

Каждая зима пополняет ряды ненависников воспламенения от сжатия, и если с легковым автотранспортом возможность выбора двигателя с другой системой питания есть, то с коммерческим транспортом альтернатива может быть или нецелосообразна по характеристикам (расход, крутящий момент), или невозможна в принципе для большинства грузовых автомобилей и автобусов. Эта тема на различных ресурсах раскрывалась неоднократно, однако несмотря на это, с каждым приходом сильных морозов ситуация с весьма проблемными или вообще неудачными запусками дизелей повторяется регулярно. При этом, удачно запущенный различными способами в лютый холод дизельный двигатель не гарантирует от последующего перемерзания топлива в пути. Основные проблемы эксплуатации в регионах умеренного климата начинаются при температурах от -18°C и ниже. В чём же кроются истинные причины?

Будем предполагать, что Ваш двигатель и топливная аппаратура полностью исправны и рассмотрим остальные факторы, влияющие на запуск. Что необходимо дизельному мотору: исправный предпусковой подогрев, если таковой имеется (т.е. рабочие ВСЕ свечи накала или факельное устройство), хорошо заряженный аккумулятор, мощная прокрутка стартером, масло с низкой зимней вязкостью и жидкое дизельное топливо (далее ДТ). Начнём с последнего. Самое большое заблуждение, в которое попадают автовладельцы, это температура, указанная на стеллах АЗС для продаваемого зимнего сорта ДТ, и принимают этот показатель за чистую монету для беспрепятственной эксплуатации. На самом деле для зимнего ДТ указывают предельное значение, ниже которого наступает гелеобразование, но главный и необходимый для нас параметр - это порог фильтруемости. Так вот разница между температурой загустевания ДТ и его способностью быть пропущенным через фильтр может составлять 10°C...12°C, а то и более, в зависимости от сорта ДТ и конструкции топливного фильтра. Это всё означает, что заправившись на АЗС зимним топливом, например, на -27°C, проблемы могут возникнуть если не с запуском, то в пути уже при -15°C... -17°C и принести определённые, а иногда и большие неприятности. Теперь разберём возможные варианты решения, которые позволят без грусти смотреть в морозную пору на градусник.

Применение антигеля повышает морозостойкие характеристики ДТ, но использование сопряжено с определёнными неудобствами: его необходимо лить предварительно в тёплое, а не замёрзшее топливо, желательно в ёмкость и затем уже заливать в бак. При этом планка у Вас снизится лишь на несколько градусов, IMG т.е. эффект не всегда будет результативным и риск перемерзания всё равно сохранится, хоть и уменьшится, также добавятся хлопоты с разведением и заправкой, а запас хода равен будет только залитому в бак количеству дизельного топлива. Рассмотрим теперь фильтрацию. На многих моделях стали использовать конструкцию, при которой нагретое от тепла двигателя топливо обратки идёт через тройник и часть возвращается в бак, а часть, не успев остыть, снова поступает сразу в фильтр. Решение очень неплохое, но в мороз при холодном двигателе у нас в магистрале есть, допустим, загустевшее топливо и некоторая его часть находится после фильтра, на котором и происходит запуск, а остальное - до, которому предстоит пройти через фильтр. И здесь возникает основная проблема в том, что проток топлива намного превышает количество, необходимое для работы двигателя, и фильтр быстро начинает парафиниться. Дальше всё будет зависеть от того, произойдёт ли быстрее естественный прогрев топлива от двигателя до необходимой температуры или забьётся фильтр, но даже при этом нет никакой гарантии, что это не случится затем в пути. Если у Вас топливный фильтр или сепаратор (даже с подогревом) стоят на раме или открытом пространстве, то необходимо перенести всё это в необдуваемое закрытое место, желательно у двигателя, но ни в коем случае к выпускному коллектору или выхлопной трубе. Лучшим способом противодействия парафинизации топлива будет система проточного электроподогрева фильтра от бортового питания на 12В или 24В. Для конструкций под обычную систему питания (не CommonRail) лучшим будет навёртный фильтр и добавленная к нему либо таблетка подогрева системы Bosch или Knecht (различной мощности 120Вт - 480Вт), которую успешно ставили с конвейера многие производители в исполнении для холодных регионов, либо универсальный штуцер подачи с нагревательным элементом системы Diesel-Therm®, который доступен в исполнении 12В, 24В и под резьбы М14Х1.5 и М16Х1.5. Даже густое гелеобразное топливо прекрасно прокачивается насосом по магистралям, а уже непосредственно перед фильтром полностью растапливается включенным нагревательным элементом и беспрепятственно фильтруется. Подобные системы прекрасно показали себя в работе: гарантировано лишили зависимости от морозостойких качеств дизельного топлива и проблем с перемерзанием его в дороге. Поскольку на системах CommonRail фильтрация намного тщательнее, чем на дизелях старого образца с обычными насосами выского давления, то туда лучше поставить какую-либо оригинальную версию подогрева от подобной системы питания и ни в коем случае не монтировать взамен топливный фильтр в сборе для обычных дизелей. Если в Ваших краях столбик термометра зимой хоть иногда опускается до отметки -20°C и ниже, искренне и настоятельно рекомендую установить систему подогрева ДТ, т.к. даже разовая проблема может принести Вам очень много неприятностей с неосуществлённой поездкой или, ещё хуже, непредвиденной остановкой в пути. Помимо вероятности личного перемерзания, застывший в дороге автомобиль может вынудить Вас предпринять меры по его эвакуации, пассажиров, груза, а это может быть сопряжено не только с расходами, иногда весьма немалыми, но рисками и сложностями в труднодоступной или малолюдной местности. Для исключения отказов в работе температурный датчик автоматического включения (поз. 12 на иллюстрации ниже) подогрева топлива лучше заменить на принудительную клавишу в салоне (кабине), либо установить его не на корпусе фильтра, а на любом металлическом элементе, имеющим температуру, максимально близкую к наружной воздуха.

Система проточного подогрева топлива при помощи таблетки IMG IMG
Проточный подогреватель топлива Bosch 1 455 711 001 IMG
Проточный подогреватель Bosch, установленный на топливном фильтре IMG
Система проточного подогрева топлива при помощи штуцера IMG

Дальнейшим шагом к облегчению зимней эксплуатации явлется запуск. Если в месте стоянки Вашего транспорта имеется доступ к сети 220В, то лучшим методом будет установка предварительного подогрева двигателя. Его плюсы очень очевидны: плавно нагретый до любой положительной температуры мотор легко запустится, тем самым избавится от лишнего износа он сам, аккумулятор и стартер, а из печки быстро пойдёт тёплый воздух и Вы отправитесь в путь с максимальным комфортом. Такие системы давно и широко используются в северных странах и регионах, позволяя не только сэкономить топливо при прогревах, но и позаботиться об экологии. К примеру, норвежская фирма DEFA разработала и внедрила подобные системы для различных марок и типов двигателей, облегчающие владельцам зимнюю эксплуатацию, особенно там, где морозы вообще не позволяют запустить двигатель после стоянки на улице самостоятельно. Сам нагревательный элемент устанавливается в водяную рубашку либо вместо заглушки(-шек) в блоке, либо с помощью дополнительных патрубков в систему охлаждения, либо, в некоторых случаях, контактно к маслянному поддону. Их модульная система позволяет установить как отдельный подогрев от внешней сети, так и дополнить его компактным зарядным устройством, дополнителем отопителем салона и таймером. Больше информации можно найти на самом сайте фирмы DEFA. Также существуют и различные доступные аналоги, которые Вы без проблем найдёте в сети.

Система предпускового подогрева DEFA в водяную рубашку блока вместо заглушки IMG IMG
Система предпускового подогрева фирмы DEFA 411724 (2000Вт) в системе охлаждения на двигателе Mercedes OM366 IMG

И наконец, независимо от наличия на Вашем двигателе предпускового подогрева, последние рекомендации будут касаться энерговооружённости. Не секрет, что зимний период связан с эксплуатацией автомобиля в условиях повышенного энергопотребления, а это - преимущественная езда с включенным светом, моторчиком отопителя, обогревом стекла и(или) зеркал, иногда с дворниками и, возможно, установленным подогревом топлива, которые создают большую нагрузку на генератор, очень часто вызывая значительную просадку напряжения и нехватку его для полноценной зарядки аккумулятора. В любое зимнее утро в сочетании с морозом это может принести неприятный сюрприз в виде очень ослабленной батареи и, соответственно, неудачного запуска из-за слабой прокрутки. Многие производители в погоне за снижением стоимости автомобиля оснащают их минимально мощными генератором, стартером и малоёмкими АКБ. Поэтому если Ваш родной генератор слабый, обязательно замените его на более мощный, если такой существует для данной модели или подберите от другой (55-ти Амперный, например, на 70-90 Амперный), одновременно можно поставить его более нового образца, который даст выше не только номинальный заряд, но и будет иметь высокую отдачу на холостом ходу, что очень важно преимущественно в условиях городского цикла. Помимо электросистемы автомобиля Ваш аккумулятор будет обеспечен достаточной энергией для полного заряда, а это особо необходимо для морозного запуска после простоя. И ещё один важный элемент - это стартёр, здесь также существует практика установки заводом слабой модификации, при этом может существовать более мощная версия либо для данной модели в северном исполнении, либо подходящая от другой по креплению. При подобном усилении в комплекте с малой зимней вязкостью масла Вам практически будет гарантирован беспроблемный запуск и долгая жизнь аккумуляторной батареи. Если же всё таки Ваш автомобиль по каким-то причинам не запустился, то постарайтесь отогреть его тёплым воздухом при помощи фена, разряженную АКБ на морозе не оставлять, а снять, занести в тепло и зарядить. При проблемных пусках и наличии возможности тёплый воздух во впускной коллектор будет очень кстати. Эфиром пользоваться крайне нежелательно, но если другого способа не осталось, то делайте эту процедуру очень аккуратно и вдвоём, когда один человек пытается запустить двигатель с ключа, помощник во впускной коллектор мимо воздушного фильтра очень мелкими порциями вдогонку впрыскивает состав, главное, не переусердствуйте. В случае "прикуривания" от автомобиля с заряженным(и) АКБ используйте порядок и схему подключения, приведенную ниже (отключение производите в обратном порядке). В этом случае благоприятным будет подержать подключенные провода при работающем двигателе "донора" хотя бы 5 - 10 минут перед запуском для оживления разряженного аккумулятора на втором автомобиле. Строго соблюдайте полярность и проявляйте внимание и меры предосторожности при подключении/отключении проводов во избежание короткого замыкания.

Схема и порядок подключения проводов при "прикуривании" IMG

Желаем Вам успешной эксплуатации, лёгких зимних запусков и беспроблемных поездок в любой мороз!

Flag Counter